Ограничить скорость 50 км/ч - и ничего не потерять.

Результаты исследований немецких специалистов по безопасности показывают, что должным образом разработанный и оборудованный не регулируемый пешеходный переход в Германии может защитить пешехода от наезда, независимо от плотности трафика. Но при этом необходимо соблюдать три правила:Результаты исследований немецких специалистов по безопасности показывают, что должным образом разработанный и оборудованный не регулируемый пешеходный переход в Германии может защитить пешехода от наезда, независимо от плотности трафика. Но при этом необходимо соблюдать три правила:Результаты исследований немецких специалистов по безопасности показывают, что должным образом разработанный и оборудованный не регулируемый пешеходный переход в Германии может защитить пешехода от наезда, независимо от плотности трафика. Но при этом необходимо соблюдать три правила:

Результаты исследований немецких специалистов по безопасности показывают, что должным образом разработанный и оборудованный не регулируемый пешеходный переход в Германии может защитить пешехода от наезда, независимо от плотности трафика.

Но при этом необходимо соблюдать три правила:


  1. Соблюдение скоростного режима
  2. Хорошая обзорность на пешеходном переходе и в зоне ожидания (в частности, путем эффективного освобождения от припаркованный на тротуаре автомобилей).
  3. Видимая маркировка и освещенность зоны в ночное время суток

Рекомендательные:

  1. Оборудование островков безопасности, где это возможно и обязательно, при количестве полос свыше 2.
  2. Обеспечение безбарьерной среды.

Если хотя бы один из этих трех критериев не соблюдается, то происходит негативное влияние на безопасность. В большинстве стран Европы давно приняты два скоростных режима передвижения автомобилей в городе: 30 и 50. Почему?

Физика торможения

Для того чтобы понять откуда растут ноги у аварий с участием пешеходов, необходимо понять их физику . Для начала, необходимо разобраться с остановочным путем автомобиля. Он зависит от суммы трех факторов.


Стадии торможения автомобиля

1. Sр. Время реакции: время с момента обнаружения водителем опасности для движения, до начала принятия им решения. Из исследования австралийских ученых: в случае чрезвычайной ситуации, у среднестатистического водителя занимает около 1,5 секунд, чтобы среагировать и принять решение, у опытного 1 секунда. Это так же зависит от погодных условий и времени суток. Это очень субъективный фактор, который зависит от сноровки и уровня внимательности

2. Sср.т. Путь пройденный автомобилем за время срабатывания тормозной системы, он зависит от технических характеристик тормозной системы. Современный автомобиль с хорошими тормозами колодками и покрышками способны остановить автомобиль, примерно за 7 м/с2

3. Sт. Тормозной путь. По сути - это процесс трения-скольжения и зависит от качества дорожного покрытия, уровня осадков, типа и качества резины, массы автомобиля. Сухой асфальт имеет имеет коэффициент 1, мокрый 0.7

Sост. = Sр. + Sср.т. + Sт.

Соотношение скорости и тормозного пути.

Учитывая выше изложенные факторы торможения, воспользуемся статистикой (усредненные данные) бельгийского университета, она наглядно показывает какое расстояние тормозного пути необходимо преодолеть до полной остановки, при разных скоростных режимах.

Розовый - время реакции, красный - тормозной путь на сухой дороге, синий - тормозной путь на мокрой дороге

Скорость влияет как на риск того, что ДТП может произойти, так и на серьезность результата аварии. Связь между скоростью и уровнем повреждений является критическим для незащищенных участников дорожного движения, таких как пешеходов и велосипедистов. Мы видим, что при скорости в 30 км/ч, водитель должен увидеть ситуацию и принять решение о торможении за 16 метров до пешехода, а на скорости 50 км/ч это расстояние составляет 35 метров. Необходимо также иметь ввиду, что на мокром асфальте тормозной путь увеличивается на 25%, а при обледенении на 50%. При движении на скорости в 60 км/ч водитель сможет принять решение, до того как нажмет на тормоз, проехав в среднем 25 метров, что в рамках городской улицы гарантирует летальный исход (для Одессы это в среднем 1/5 длинны квартала).

Концентрация внимания.

Информационная ценность разных участков дороги не одинакова, отдельные их зоны поглощают значительную долю внимания водителя. С увеличением скорости зона концентрации внимания водителя сужается и продолжительность фиксации взгляда снижается.

Положение точек фиксации взгляда водителя при движении с различной скоростью

Уменьшение зоны концентрации внимания с увеличением скорости свидетельствует о более напряженной работе водителя, причем сокращение этой зоны происходит за счет периферийных областей, и именно поэтому информация, находящаяся за пределами зоны концентрации, нередко водителями не воспринимается. При скорости свыше 50 км/ч водитель не может уследить за тем, что происходит на тротуаре на расстоянии ближайших 25 метров.



Летальный исход.



Превышение скорости в жилых районах особенно опасно. Процент смертности на скорости в 30 км/ч равен 10%, и мгновенно начинает расти, уже к 50 км/ч он достигает 85%, что является весьма печальным показателем.



Пешеход почти не имеет шансов выжить, если автомобиль движется со скоростью 75 км/ч, а это предельно разрешенный максимум скорости движения в городе 60+15. К сожалению аварии в населенных пунктах и городах, самые распространенные и именно по причине текущего не рационального скоростного режима.



Исследованиями Медицинского центра г. Гарш (Франция), специализирующегося на дорожно-транспортной травматологии было установлено, что при наезде автомобиля на пешехода при скорости 20 км/ч он чаще всего получает легкую контузию, при скорости 20—30 км/ч — контузию без тяжких последствий, при скорости 30—40 км/ч возможны случаи инвалидности и летального исхода, при скорости 40—50_км/ч эти случаи учащаются, при скорости 55 км/ч летальный исход практически неизбежен Равномерность потоков



При увеличение скорости автомобиля относительно общего потока и в целом установленного скоростного режима, аварийность возрастает в разы, поэтому скоростной режим всего потока движения - это очень хрупкая вещь.

Аварийность при увеличении скорости ТС относительно общего потока


Темное время суток.



А что у нас происходит в ночное время суток с освещением только ближним светом фар (в Одессе, напомню с освещением улиц полная беда)? На скорости в 30 км/ч возможно увидеть человека в темной одежде за 18 метров, что позволяет сохранить ему жизнь. На скорости в 50 км/ч возможно успеть принять решение только, если человек одет в желтую или белую одежду, что мы понимаем, крайне редкий случай.



Для примера уровень освещенности двух городов и их пригородах, по площади пригороды Валенсии и сам город, равны Одессе. Уровень и качество освещения в Испанской провинции, ну короче, сами все видите.




Погодные условия.



Вернемся к погодным условиям. Мы выявили тот, факт, что тормозной путь значительно увеличивается, при мокрой или того хуже, оледеневшей дороге . Часто ли у нас происходят выпадения осадков? Рассмотрим данные о климатических условиях в Одессе:



Из таблиц видно, что на 25% дней в году приходятся осадки, что опять же увеличивает риски аварий. Напоследок визуализация статистики аварий с участием пешеходов в разные месяцы года и время суток. Она учитывает и климатические условия и темное время суток.




Из нее становится понятно, что самое опасное время вечерне-ночное с 17:00 по 8:00, из этого диапазона с 17:00 по 23:00, топовое время активности, когда люди возвращаются с работы, забирают детей из детских садов и устраивают вечерние прогулки. И утреннее, когда люди идут на работу.



А вот статистика типов аварий в Одесской области. Треть из них приходится на наезд на пешехода.



Наконец малыми силами, можно избежать множество смертей:



1. Ограничение скоростных режимов до 30/50 км/ч позволит снизить количество летальных случаев в среднем на 50 процентов.



2. Зонировав город но типу улиц, определив точки повышенной опасности в виде жилых кварталов, школ, детских садов, поможет быстро определить масштаб проводимых работ. Для такого типа зон необходимо утвердить соблюдение скоростного режима не более 30, для всего остального города не более 50.



Остальная часть, лежит на совести проектировщиков и служб безопасности, о том какими физическими способами можно сделать дороги безопаснее для пешеходов в следующей статье.



Ограничить скорость и ничего не потерять.  (by Konstantin Emelyanov·29 декабря 2015 г.)

  • Ограничить скорость 50 км/ч - и ничего не потерять.